Изречения святых отцов церкви

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ЛЮБОВЬ И ВЕРА»            Истинная любовь к Богу и людям возможна не иначе, как под действием веры в Божество Христа Спасителя, в то, что Он воплотившийся Сын Божий. Такая вера возбуждает любовь к Богу, ибо как не любить столь возлюбившего нас Бога, Который Сына Своего Единородного отдал за нас. Вера в Божество Сына Божия, нас ради воплотившегося, страдавшего и погребенного, даёт образец любви к ближним, ибо то и любовь, когда любящий живёт ради любимых и полагает душу свою за них. Вера даёт и силы к проявлению такой любви. Чтобы иметь такую любовь, надо стать новым человеком, вместо эгоистического — самоотверженным.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ЛИЦЕМЕРИЕ»           Лицемерие начинается с того момента, когда появляется намерение не делать добро, а только показать себя делающим добро. И это не всегда бывает преступно, потому что может быть минутным набегом помыслов, которые тотчас замечаются и прогоняются. Но когда захочется установить за собой репутацию делающего добро, то тут уже лицемерие, которое глубоко входит в сердце. Когда же к этому присоединится ещё тайная цель пользоваться выгодами подобной репутации, то тут уже лицемерие во всей своей силе. Смотри же, чего требует Господь, когда заповедует беречься закваски фарисейской ( Лк. 12, 1). Делай добро только по желанию другим добра, по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, а о том, как взглянут на то люди, не заботься — и избежишь лицемерия.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «КРЕЩЕНИЕ И КРЕСТ»            Крещение на нашем языке созвучно со крестом. Счастливое созвучие. Ибо хотя видимое действие крещения есть погружение, но существо его есть сораспятие Христу на внутреннем духовном кресте. Апостол Павел говорит: Ветхий наш человек распят с Ним в крещении (Рим. 6, 6). Это не какое-либо механическое действие, а нравственное изменение или переворот мыслей, целей, желаний, сочувствий. Прежде всё это было запачкано самоугодием; теперь же самоотверженно посвящается всё Богу, во Христе Иисусе, благодатью Духа Святого. Скажешь, что не понимал этого, когда был крещён? Теперь понимаешь, и берись на совесть выполнить значение крещения, ибо оно неизгладимо, — даже на суде печать его будет свидетельствовать или за тебя, или против тебя.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «КРЕЩЕНИЕ»           Крещение нас спасет и служит разделительной стеной между тёмной сатанинской областью греха и мира и светлостью жизни о Христе. Крещеный отрезает себя от всех надежд и опор земных и живёт в этом веке как бы в пустыне, ни с чем не связанный. Сердца его нет на земле, оно всё в будущем веке. Всё здешнее касается его мимоходом, ибо проходит образ мира сего (1 Кор. 7, 31). В крещении ветхий грехолюбивый человек умирает — и восстаёт человек новый, ревнитель добрым делам. Так и вы, крещёные, почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы повиноваться вам ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мёртвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать (Рим. 6, 11-14).

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «КРЕСТОНОШЕНИЕ»           За Господом нельзя идти без креста; и все, идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Это всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие на нас и извне, и изнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних, в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так сращён с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу истинному христианину. Задача его — себя очистить и исправить. Он как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного, а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а как это выдержать без неудобства и стеснений? Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идёшь за Господом путём спасения в Его Царство. Потерпи немного.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «КЛЯТВА»            Иисус Христос не запрещает клясться именем Божиим, но учит верующих жить так свято и честно, чтобы не иметь совсем нужды в клятве, чтобы одного их слова «да» или «нет» довольно было для уверения других в истине (см. Мф. 5, 33-37). Впрочем, имя столь высокого Свидетеля должно призывать только в важнейших случаях и при такой необходимости, когда клятва остаётся единственным средством к утверждению истины. Притом именем Божиим можно подтверждать или отрицать только то, что нам доподлинно известно, и обещать то, к исполнению чего мы имеем твёрдое намерение, достаточные силы и возможности, чтобы в противном случае не нарушить заповеди Божией: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно (Исх. 20, 7). Более всего надо опасаться злоупотребления и нарушения клятвы, ибо кто Бога истины делает свидетелем во лжи, тот не только делается недостойным никакого доверия, но и подвергает себя всей строгости правосудия Божия, как оскорбитель Его величия и как враг спокойствия и благополучия общественного, которое поддерживается уважением к клятвам и присягам.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ИСТИНА О ХРИСТЕ»           Истина о Христе ясна как день, ищи и обретёшь. Помощь же свыше всегда наготове для того, кто искренне ищет истину. Поэтому тот, кто остаётся во тьме неверия, остаётся там только по любви ко тьме, и за это уже осуждён.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ИСПРАВНОСТЬ ЖИЗНИ»           Если ревностно возьмёшься за то, чтобы быть исправным в жизни – скоро исправишься, только не оставайся долго в падении, во грехе. Согрешения при таком порядке будут всё реже и реже, а там и совсем прекратятся при помощи всё исцеляющей благодати Божией. Тогда водворится радостная уверенность, что будешь готов встретить Господа.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ИСПОВЕДЬ И СМИРЕНИЕ»           Ничто так, как гордость, не связывает язык, не давая сказать: «Грешен». Смирись же перед Господом, не пощади себя, не убойся лица человека. Раскрой срамоту свою – и омоешься, покажи раны свои – и исцелишься, расскажи все неправды твои – и оправдаешься. Чем безжалостнее будешь к себе, тем больше жалости явит к тебе Господь, и ты отойдёшь со сладким чувством помилования. Это и есть благодать Господа нашего Иисуса Христа, даваемая от Него тем, которые смиряют себя искренним исповеданием своих грехов.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ»           Мы исповедуем Бога, когда словами либо наружными действиями изображаем истинное учение о свойствах и действиях Триединого или когда перед другими свидетельствуем нашу веру в Него. Самые строгие запреты, самые жестокие гонения не должны заграждать уст наших от этого исповедания, когда того требуют обстоятельства, когда твёрдостью исповедания можно одних ещё больше утвердить в вере, а других обратить от мрачного пути заблуждения к свету истины, когда молчание может показаться отвержением истины и таким образом будет соблазном для других. К такому исповеданию нас обязывает важность провозглашаемых истин, огромность благодеяний Божиих  нам. Есть случаи, когда позволительно удерживаться от такого исповедания. Это, во-первых, когда не только нет надежды таким образом обратить других к вере, но можно даже ещё больше ожесточить их против неё. В таких случаях и сам Иисус Христос неоднократно укрывался от ожесточённых иудеев (см. Ин.7,1; 8,59), и ученикам своим заповедал: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф. 10,23). Во-вторых, когда нет никакого вызова к исповеданию веры, а между тем через молчание о ней может быть достигнута какая-нибудь благая цель или отклонена опасность либо сама смерть. Но вообще-то христианин должен вести себя так, чтобы из угождения людям не скрывать намеренно своего усердия к вере, что противно нашей благоговейной любви к Богу.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ИЗМЕНЯЕМОСТЬ И ПОСТОЯНСТВО»           Всё течет вокруг нас: вещи, лица, события, и мы сами течём. Текут и желания мирские: едва вкусим сладости от удовлетворения одного, как оно исчезает; гонимся за другим — и с ним то же самое; гонимся за третьим — опять то же. И ничто не стоит, всё приходит и отходит. Что же? Неужели нет ничего постоянного?! Есть, говорит апостол: Исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2,17). Мир, столь текучий, как может устоять? Хочет Бог, и он стоит. Воля Божия есть непоколебимая и несокрушимая его основа. Так и из людей кто станет твёрдо в воле Божией, тотчас делается стойким и твёрдым. Мятутся мысли, пока человек гоняется за преходящим. Но коль скоро он образумится и возвратится на путь воли Божией, мысли и начинания угомонятся. Когда же, наконец, сможет он приобрести навык в этом образе жизни, всё у него, и внутри и вовне, приходит в спокойный строй и безмятежный порядок. Начавшись здесь, этот глубокий мир и невозмутимая безмятежность перейдут и в другую жизнь и там пребудут вовеки. Вот что есть среди общего течения вокруг нас не текучее и постоянное в нас самих — хождение в воли Божией.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК  «ИГО ХРИСТОВО»           Иго Моё благо, и бремя Моё легко (Мф. 11,30). Душа, захотевшая избавиться от грехов, знает, что сказать Господу: «Возьми бремя от меня тяжкое, греховное, а я возьму иго Твоё благое». И бывает так: Господь прощает грехи, а душа начинает жить по заповедям Его. И заповеди — иго, и грехи — бремя. Но сравнив то и другое, душа находит, что иго заповедей легко, как пёрышко, а бремя грехов тяжело, как гора. Не убоимся же охотно принять иго Господне благое и бремя Его лёгкое. Только так, а не иначе можем обрести покой душам нашим.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ЗОЛОТО СЕРДЦА»           Как сделать, чтобы в сокровищнице нашей было только золото, то есть в сердце одно добро? Сердце по естеству своему — сокровищница благ, а лукавое (зло) вошло в него потом. Возьми же анатомический нож внимания и, не жалея, отделяй неестественное и отрезай его. Лукавое одно за другим будет уходить, а благое крепнуть и расширяться; останется, наконец, одно благое. Дело всё в том, как определить естественное и неестественное. Нынешних «естественников» не слушай, они всё навыворот толкуют: что естественно, то у них неестественно, а что неестественно, то у них естественно,- называют лукавое добрым, а доброе лукавым. Смотри, что говорит Господь в Евангелии и святые апостолы в писаниях своих, и по их указаниям определяй естественное. Так, наконец, соберёшь много благого и будешь источать его из сердца.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ЗЛЫЕ МЫСЛИ»           Не допускай мыслей злых, и не будешь грешить. Между тем к чему небрежнее всего относятся? К мыслям. Им позволяют бурлить сколько и как угодно и думать не думают укрощать их или направлять к разумным занятиям. А между тем в этой внутренней суматохе подходит лукавый, влагает зло в сердце, обольщает его и склоняет на это зло. И человек, сам того не замечая, становится готовым на зло. Остаётся ему или исполнять зло, сковавшее сердце зло, или бороться. Но наше горе в том, что за борьбу никто почти не берётся, а все, как связанные, следуют злу.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ЗВАННЫЕ И ИЗБРАННЫЕ»           Что мы званные, это ясно, но верующие ли? Ведь можно быть и среди верующих, под общим их именем, без веры. Иной совсем не думает о вере, словно нет её; иной кое-что знает о ней и из неё, и доволен; иной криво толкует веру; иной совсем враждебно относится к ней, а все числятся в кругу христиан, хоть в них нет ровно ничего христианского. Если ты веруешь, — разбери, сообразны ли с верой чувства твои, дела твои,- одеяние души, – по которым Бог видит тебя: брачно или не брачно ты одет (см. Мф. 22, 11-14). Можно хорошо знать веру и относиться к ней с усердием, а в жизни потакать страстям, то есть одеваться в срамную одежду души грехолюбивой. У таких на словах одно, а в сердце другое. Рассуждайте же о себе, в вере ли вы и в брачной одежде добродетелей – или в срамных рубищах грехов и страстей.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ЗАВИСТЬ»           Всякая страсть противоположна истине и добру, зависть же больше всех, ибо существо её составляют ложь и злоба. Эта страсть самая несправедливая и самая ядовитая и для носящего её, и для того, на кого она обращена. В малых размерах она бывает у всякого, когда равный и тем более худший берёт верх. Эгоизм раздражается, и зависть начинает точить сердце. Это ещё не так бывает мучительно, когда и самому открыта дорога; но когда она заграждается, и заграждается тем, к кому уже появилась зависть, тогда стремлениям её нет удержу: тут мир невозможен. Зависть требует свержения своего противника и не успокоится, пока как-нибудь не достигнет этого – или не сгубит самого завидующего.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ЖИТЕЙСКИЕ ЗАБОТЫ»           Кто день и ночь занят одним житейским, тому до молитвы ли? «Что же, — скажешь, — делать? Без пищи нельзя, её надо добыть. Вот и забота». Да, Господь не сказал: «Не работай, не ешь, не пей», — а сказал: «Да не отяготится сердце ваше этим» (см. Лк. 21,34). Руками работай, а сердце держи свободным; есть – ешь, но не обременяй себя пищей; и вина выпей, когда нужно, но не допускай возмущения головы и сердца. Раздели внешнее твоё и внутреннее и последнее поставь делом жизни твоей, а первое приделком; там будь вниманием и сердцем, а здесь только телом, руками, ногами и глазами: бодрствуйте на всякое время и молитесь (Лк. 21,36), чтобы безбоязненно предстать перед Христом. Чтобы сподобиться этого, надо здесь ещё, в жизни своей, стоять пред Господом, а для этого одно средство – неустанная молитва в сердце.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ЖИЗНЬ ПО ДУХУ ХРИСТОВУ»            Те, кто всегда живут по духу Христову, и без слов лучшие проповедники Христовы и самые убедительные апостолы христианства.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ЖИЗНЬ И ХРАМ БОЖИЙ»            В храм идут с желанием помолиться, постоять в нём немного с тёплым усердием… Но потом мысли начинают бродить, и в голове происходит торг ещё шумнее того, который встретил Господь в храме Иерусалимском. Отчего так? Оттого, что пребывание в храме – отражение всей жизни. Как живём, так и в храме себя держим. Храм влияет на духовные движения и несколько поддерживает их, но потом обычное течение духовного строя берёт своё. Потому если хочешь, чтобы твоё пребывание в храме было достойным стоянием пред Господом, готовься к этому жизнью обычной, пребывай, сколько можешь, в молитвенном настроении. Этот труд доведёт тебя до того, что и в храме всё время простоишь благоговейно. Это же благоговение воодушевит тебя на благоговение и в обычной жизни. Так пойдёшь всё выше и выше.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ЖЕЛАНИЕ ПОХВАЛЫ»           Не ищи славы и не слушай похвалы, хотя бы и были дела твои такого рода, что их нельзя укрыть. Делай то, что заставляет тебя делать страх Божий и совесть, а к говору людскому относись так, как будто бы его совсем нет. Желание, чтобы люди узнали о твоём добром деле, вызывается желанием похвалы. То, что люди хвалят за доброе, они правильно делают — ибо как не хвалить то, что хорошо? Но ты этого не имей в мысли, и не ожидай, и не ищи. Дашь поблажку себе в этом — совсем испортишься. При отсутствии ожидаемой похвалы может начаться самовосхваление. Это ещё хуже. Душа становится тогда мелочной, гоняется за мишурой, и истинного добра уже не жди от неё.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ЖАЖДА»            Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин.7,37). Если так, то пойдёмте все к Нему. Кто бы чего ни жаждал,- только бы это не было против духа Божия — непременно найдёт удовлетворение. Жаждущие знания, идите ко Господу, ибо Он — единственный свет, истинно просвещающий всякого человека. Жаждущие очищения от грехов и утоления жжения совести, идите ко Господу, ибо Он вознёс грехи всего мира на Крест и уничтожил их. Жаждущие покоя сердечного, идите ко Господу, ибо Он есть сокровище, обладание которым заставит вас забыть все лишения и презреть все блага, чтобы обладать только Им. Вам нужна сила — у Него всякая сила, слава ли — у Него слава премирная, свобода ли — Он дарователь истинной свободы. Он разрешит все наши недоумения, избавит от страстей, развеет все скорби и печали, даст преодолеть все препятствия, все искушения и козни лукавого и сделает ровным путь нашей духовной жизни. Пойдёмте же все ко Господу!

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ДУША И БЕСЫ»           Пока душа в грехе, ею владеет свой злой дух, хоть он не всегда явно показывает это. Он сильнее души, потому и не боится восстания с её стороны, властвует и тиранствует над ней без сопротивления. Но когда Господь приходит в душу, привлечённый верой и покаянием, тогда Он разрывает все сатанинские узы, изгоняет беса и лишает его всякой власти над душой такого человека. И пока работает та душа Господу, бесы не могут возобладать над ней, ибо она сильна Господом, сильнее их. Когда же душа оплошает и отшатнётся от Господа, бес опять нападает и одолевает, и бывает ей , бедной, хуже, чем прежде. Это всеобщий невидимый порядок явлений в духовном мире. Если бы у нас открылись умные (духовные) очи, мы увидали бы всемирную битву духов с душами: побеждает то одна, то другая сторона, смотря по тому, общаются ли души с Господом верой, покаянием и ревнованием о добрых делах — или отстают от Него нерадением, беспечностью и охлаждением к добру.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ДУХОВНЫЙ ПЕРЕВОРОТ»           Всегда так бывает, что те, среди которых кто-либо обращается от неверия к вере или от греха к добродетели, удивляются, что сделалось с этим обращённым? Всё шло у него по-нашему, а тут вдруг всё стало иначе: и речь, и взор, и поступь, и мысли не те, и начинания иные, и места посещения другие. Тут бывает то же, как если бы шёл кто на запад и вдруг повернул на восток. Эти жизни противоположны и одна другую исключают. Кто захотел бы совместить их или составить целостную жизнь частью из того, частью из другого, тот потратил бы и время, и труды, а успеха никакого не добился бы. Только не понимающие дела могут говорить: «Зачем так круто повернул!»

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ДУХОВНОЕ БЕСПЛОДИЕ»           Если кто-либо слишком наляжет на внешнюю деятельность и пристрастится к ней, у того внимание к своему сердцу закрывается, чувства духовные глохнут и водворяется холодность. На этой степени духовная жизнь замирает, остается вид благочестия без силы его. Внешнее поведение исправно, а внутри всё навыворот. Следствие этого — духовное бесплодие: дела делаются, но все они мёртвые.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ДУХОВНАЯ СЛЕПОТА»           Неверующие всегда не верят, что им ни говори и как убедительно не доказывай истину: ничего не могут сказать против, а всё не веруют. Cказать бы: ум у них параличом разбит, так ведь о прочих предметах они рассуждают здраво. Только когда речь зайдёт о вере, начинают путаться в понятиях и словах. Путаются также, когда выставляют свои воззрения вместо от Бога данных положений веры. Тут у них сомнение возводится в такую опору — как крепкий утёс. Послушаешь всю их теорию — дитя поймёт, что это сеть паутинная, а они этого не видят. Непостижимое ослепление! Упорство неверующих можно объяснить ещё нежеланием верить, но откуда само нежелание? И отчего оно получает в этом случае такую власть, что заставляет человека умного сознательно держаться нелогичного образа мыслей? Тут тьма — уж не от отца ли тьмы, не от диавола ли она?

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ДУХОВНАЯ ВОЙНА»           Кто из людей бывает свободен от искушений? Тот, кто живёт по воле диавола. Такой человек не испытывает нападений, а только бывает направляем на всё большее и большее зло. Как только кто начинает приходить в себя и задумывает начать новую жизнь по воле Божией, тотчас приходит в движение вся область сатанинская: спешат нечистые духи, чтобы рассеять добрые мысли и начинания кающегося. Не смогут отклонить,- стараются помешать доброму покаянию и исповеди; здесь не преуспеют,- ухитряются попортить плоды покаяния и помешать трудам по очищению сердца; не могут внушить дурное,- покушаются добро покривить; внутренне бывают отражены — внешне нападают, и так до конца жизни. Даже умереть спокойно не дают; и по смерти гонятся за душой, пока не минует она воздушные пространства, где они витают и держат притоны. «Как же,- спросят,- ведь это безотрадно и страшно?» Для верующего тут нет ничего страшного, потому что бесы хлопочут только около богобоязненного, а силы никакой не имеют. Внимательный молитвенник стрелы из себя в них пускает, и они далеко держатся от него, не смея подступить и боясь поражения. Если же преуспевают в чём-то, то по нашей оплошности. Ослабим внимание или позволим себе увлечься призраками их,- они тут как тут, и начнут тревожить смелее. Не опомнишься вовремя — закружат, а опомнится душа — опять отскочат и издали подсматривают, нельзя ли опять как-нибудь подойти. Итак, трезвись, бодрствуй, молись, и бесы ничего тебе не сделают.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ДУХ МИРА»          Дух мира с его ложными учениями — дух, неприязненный к Христу: он антихристов. Распространение его — распространение враждебного отношения к христианскому исповеданию и христианским порядкам жизни. Дух антихристов всегда один, что было вначале, то будет и теперь, в другой, может быть, форме, но в том же значении. Как же быть? Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21,19). Терпи с твёрдым словом исповедания истины на устах и в сердце.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ДУХ ЖИЗНИ»             Холодное исполнение уставов Церкви, так же как регулярность в делах, устанавливаемая расчётливым рассудком, исправность, степенность и честность в поведении ещё не являются решительным указанием на то, что в нас есть истинно христианская жизнь. Всё это хорошо, но если не носит в себе духа жизни о Христе Иисусе, не имеет пред Богом никакой цены. Такого рода дела становятся тогда бездушными истуканами. Хорошие часы идут исправно, но кто скажет, что в них есть жизнь? Так и тут: часто только именуются живыми, будучи на деле мертвы. Эта добропорядочность поведения больше всего вводит в обольщение. Подлинное его значение зависит от внутреннего расположения, а здесь возможны значительные уклонения от правды по существу, хотя поступки и правильные.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ДОСТОЙНАЯ МОЛИТВА»           Для достойного и успешного совершения молитвы нужно, чтобы дух наш предварительно был приготовлен к этому великому делу. Приготовлением к молитве служит: 1) предварительное размышление о величии Бога, Которому мы готовимся вознести молитву, — для возбуждения благоговения; — мысль о беспредельной благости Божией и готовности помочь нам и услышать нас,- для возбуждения надежды и дерзновения; — и память о нашем недостоинстве; 2) отрешение ума и сердца от предметов посторонних, или отложение житейских попечений и устремление всех мыслей и чувствований к Богу. Начало молитвы, по словам преподобного Иоанна Лествичника, состоит в том, чтобы приходящие к нам посторонние мысли при первой их встрече отражать своим умом. Также следует уяснить для себя предмет молитвы, чтобы она была здрава, чиста, нелегкомысленна; 3) испрашивание у Бога самого духа молитвы, ибо мы сами по себе не знаем и того, о чём и как нам должно молиться. Мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8,26). Потому в Святой Церкви почти все службы начинаются молитвой Святому Духу: Царю Небесный…

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК » ДОЛГОТЕРПЕНИЕ БОЖИЕ»           Оставляется дом ваш пуст (Лк.13,35),- сказал Господь о Иерусалиме. Значит, есть мера долготерпению Божию. Милосердие Божие вечно готово терпеть, ожидая добра, но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить? Потому и бросают нас. Так будет и в вечности. Все говорят — милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет этого; но что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией и остаются там потому, что не хотят выйти оттуда. Как есть прогресс в добре, так есть прогресс и в зле. Мы видим на земле ожесточенных во зле; такими же могут они остаться и вне земли, а потом и навсегда. Когда придёт всему конец, а ему прийти неизбежно, куда девать этих ожесточившихся во зле? Уж конечно, куда-нибудь вне области светлой, предназначенной для потрудившихся над собой в очищении своих нечистот. Вот и ад! Не исправившиеся при лучших обстоятельствах исправятся ли при худших? А если же нет, то вот и вечный ад! Не Бог причина ада и вечных в нём мучений, а сами грешники. Не будет нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень хочет , чтобы не было грешников, за тем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтобы никто не попал в вечные муки. Всё дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью! Господь будет рад этому; Он и поведал нам об аде для того, чтобы всякий поостерёгся попасть туда.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ДОБРО И ЗЛО»           Господу угодно было так устроить, чтобы свобода возрастала и крепла в добре через борьбу со злом. Чувствующему искушение необходимо не впадать в грех, а вступать в борьбу. Побеждающий освобождается от одного искушения и подвигается вперед и вверх, чтобы там встретиться с новым искушением. И так до самого конца жизни. О, если бы уразуметь нам это значение искушающего нас зла, чтобы по этому пониманию устроить и жизнь свою! Борющиеся в конце концов награждаются, переходя в другую жизнь, где нет печалей и болезней, становятся чистыми, как Ангелы Божии, без нападений искусительных движений и мыслей. Так готовится торжество света и добра, которое во всей славе своей откроется в последний день мира.

 

(810)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *