ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «УПОВАНИЕ НА БОГА» Сколько тревог наводит иногда на нас размышление о неизвестном будущем! Успокоение от этих тревог одно – упование на Господа, а оживление и укрепление веры происходит из разумного рассмотрения того, что уже было с нами и с другими. Не найдётся ни одного человека, которой бы в жизни своей не испытал неожиданного избавления от беды или непредвиденных поворотов его жизни к лучшему. Воспоминаниями о таких случаях и оживляй свою душу, когда её начнут томить мрачные мысли о том, как быть. Бог всё устроит к лучшему и теперь, как и прежде бывало. Положись на Него, и ещё до избавления от беды Он пошлёт тебе благодушие, при котором и не заметишь беды своей. Рассматривай такой опыт в Священном Писании, в житиях святых, в своей жизни и в жизни твоих знакомых – и увидишь, как близок Господь всем призывающим Его. И страх за участь свою не возмутит души твоей.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «УМ ПРОСТОЙ И УМ ЛУКАВЫЙ» Ум без веры — каверзник, то и дело куёт лукавые подозрения и сплетает хулы на всю область веры. Чудесам то не верит, то требует самого явного чуда. Но когда оно бывает дано и обязывает к покорности вере, он не стыдится уклоняться, извращая или криво толкуя чудесные действия Божии. Так же относится он и к доказательствам истины Божией. И опытные, и умственные доказательства представляют ему в достаточном числе и силе — он и их покрывает сомнением. Разбери все его предъявления, и увидишь, что всё в них одно лукавство, хоть на его языке это слывёт умностью, так что невольно приходишь к заключению, что умность и лукавство одно и то же. В области веры апостол говорит: Мы имеем ум Христов (1 Кор. 2, 16). Чей же ум вне области веры? Лукавого (диавола). Оттого и отличительной чертой его стало лукавство. Когда ум прост, тогда в душе светло; когда же ум лукав, тогда в душе темно. Что такое ум простой и ум лукавый? Ум простой тот, который принимает всё, как написано в слове Божием, и без сомнений убеждён, что всё так и есть, как написано: никакого хитроумия, никаких колебаний и раздумья нет в нём. Ум лукавый тот, который приступает к слову Божию с лукавством и хитрыми вопросами. Он не может прямо верить, но подводит слово Божие под свои умствования. Он приступает к нему не как ученик, а как судья и критик, чтоб попытать, что там оно говорит, и потом или поглумиться, или свысока сказать: «Да, это недурно». У такого ума нет твёрдых положений, потому что слову Божию, очевидно, он не верит, а свои умствования всегда неустойчивы: ныне так, завтра иначе. Оттого у него одни колебания, недоумения, вопросы без ответов; все вещи у него не на своём месте, и ходит он впотьмах, ощупью. Простой же ум всё ясно видит: всякая вещь у него имеет свой характер, словом Божиим определённый, потому всякой вещи у него своё место, и он точно знает, как себя в отношении к чему держать, — ходит, значит, по дорогам открытым, видным, с полной уверенностью, что они ведут к настоящей цели.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «УКРЕПЛЕНИЕ ВЕРЫ» Вот средства к укреплению веры: 1) прилежное чтение или слушание слова Божия; 2) частое размышление как о предметах веры, так и особенно о тех случаях, в которых Бог показал истинность Своего слова. Сказал, например, что будет потоп, — и был; что Спаситель придёт, — и пришёл, и прочее; 3) чтение святых отцов и беседа с пастырями, слово которых, исполненное веры, может запечатлеть веру в сердце; 4) удаление от злых и развративших свой ум людей, ибо худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15, 33); 5) особенно же молитва к Богу о вере: Верую, Господи! Помоги моему неверию (Мк. 9, 24).
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «УБЕЖДЕНИЯ» Убеждения — итог всей жизни, воспитания, мыслей, впечатлений от окружающего, от встречаемых учений и разнообразных случаев и занятий в жизни. Под действием всего этого работает мысль и доходит до известных убеждений. При этом надо принять во внимание, что всюду есть и отовсюду проникает в душу человека истина Божия. Истина лежит в сердце человека; истина Божия отпечатлена на всём творении; есть истина Божия в обычаях и нравах человека; есть она больше или меньше и в учениях. Но всюду есть и ложь. Кто от истины, тот собирает истину и полон убеждений истинных, спасительных. А кто не от истины, тот собирает ложь и полон убеждений ложных, заблуждений пагубных. От человека ли зависит быть от истины или не от истины — всякий разберись сам, а между тем суд Божий всех ожидает…
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ТРУД НАД СОБОЙ» Всякий христианин имеет власть исцелять недуги — не чужие, а свои, и не телесные, а душевные, то есть грехи и греховные привычки, — изгонять бесов, отбрасывая злые помыслы, ими внушаемые, и погашая возбуждение страстей, ими разжигаемых. Делай так — и будешь апостолом, исполнителем того, на что ты избран Господом. Когда преуспеешь первоначально во всём этом, тогда, может быть, Господь назначит тебе и особое дело — спасать других, после того, как спасёшь себя, и помогать искушаемым, после того, как сам пройдёшь все искушения, все опыты в добре и зле. Но твоё дело — над собой трудиться: на это ты уже избран; прочее же в руках Божиих.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ТЕРПЕНИЕ» Терпение — это такое расположение духа, предающегося воле Божией, по которому христианин, угнетаемый бедствиями, не подавляется чувством скорби, но остаётся настолько спокоен, что, не останавливаясь, продолжает исполнять дела долга своего и бывает свободен от уныния, малодушия и ропота. Терпение христианское не есть совершенная нечувствительность или бесстрастие. Скорбь, которую причиняют нам бедствия, столь же естественна, как и желание освободиться о неё. Даже внешние знаки внутренней скорби — слёзы и воздыхания — не исключаются терпением. Непозволительно христианину только роптать на свои несчастья и быть подавленным ими. Претерпевший же до конца спасётся (Мф. 10, 22). А есть ли нам что терпеть? В этом ни у кого не бывает недостатка. Поприще терпения у всякого широко; стало быть, и спасение у нас под руками. Претерпи всё до конца, и спасён будешь. Надо, однако же, терпеть умеючи, а то можно протерпеть и пользы никакой не получить. Во-первых, веру святую блюди и жизнь по вере веди безукоризненную; всякий же случающийся грех очищай тотчас покаянием. Во-вторых, всё, что приходится терпеть, принимай как от руки Божией, помня твёрдо, что без воли Божией ничего не бывает. В-третьих, веруя, что всё, от Господа исходящее, посылается Им во благо душам нашим, за всё искренно благодари Бога, благодари и за скорби, и за утешения. В- четвертых, полюби прискорбность ради великой её спасительности, и возбуди в себе жажду её, как пития хотя горького, но целительного. В- пятых, держи в мысли, что когда пришла беда, то её не сбросишь, как тесную одежду: надо перенести. По-христиански ты перетерпишь её или не по-христиански, — всё же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански. Ропотливость не избавляет от беды, а только её отяжеляет; а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяжесть у бед. В- шестых, осознай себя заслуживающим ещё и не такой беды, — осознай, что если бы Господь хотел поступить с тобой по всей правде, то не большую ли беду следовало бы послать тебе? В-седьмых, больше всего молись, и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие удивляться будут твоим бедам, тебе будет казаться, что и терпеть-то нечего. Терпение не идёт впрок, если оно бывает не ради Господа и Святого Евангелия Его. Вступи на путь веры и заповедей евангельских; поводы к терпению умножатся, но терпение, которое доселе было пусто, с этой минуты сделается плодоносным.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ТЕПЛОХЛАДНОСТЬ В МОЛИТВЕ» Почему молитвы наши не бывают услышаны? Потому что воссылаем прошения наши к Богу неусердно, будто мимоходом, и притом так, что, помолившись сегодня, завтра ждём исполнения своей молитвы, не думая попотеть и утрудить себя в молитве. Вот и не слышится, и не исполняется молитва наша, потому что сами не исполняем, как следует, положенного для молитвы закона упования и усердной неотступности.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «СУД И ПОКАЯНИЕ» Грешник всё думает, что его никто не видит, и, укрываясь от глаз человеческих темнотой ночи или пустынностью места, полагает, что никем не замечен. Но Божие око видело всё, Ангел Хранитель и совесть были свидетелями. Когда предстанешь на суд Божий, всё скрытое разоблачится, свидетели неподкупные будут налицо — и умолкнешь. Приговор состоится безапелляционный. Однако средство предотвратить эту неизбежную крайность — покаяние. Дверь к нему отворена. Поспеши войти, пока не пробил час, который ударит, когда не знаешь, и положит конец и грехам твоим, и всякой надежде на помилование.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «СТРАХ БОЖИЙ» Благоговение пред Богом, или страх Божий, служит необходимым условием преуспевания нашего в мудрости и добродетели. Страх Господень, по слову Премудрого, есть начало премудрости (Притч. 1, 7); страх Господень отгоняет грехи (Сир. 1, 21). Кто имеет истинное благоговение к Богу, для того священно всё, что относится к Богу. Благоговейная мысль о Боге служит сильным орудием против греха, крепкой опорой добродетели: Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? (Быт.39, 9). Святой Ефрем Сирин о страхе Божием говорит: «Не прельщай себя, человек, невозможно преуспеть в добродетели без страха Божия. Бывающие без него преуспевание тщетно». Страх Божий как приводит к началу святой и богоугодной жизни, так бывает и самым верным блюстителем её. Страх Господень не допустит тебя согрешить, и он же заставит тебя делать всякое добро при всяком к тому случае. И будет у тебя исполняться заповедь: «Уклоняйся от зла и делай добро» (См.Пс.33, 15), которую даёт пророк ищущим истинной жизни. Как дойти до страха Божия? Ищи и обретёшь. Здесь нельзя сказать: то и то сделай. Страх Божий есть духовное чувство, сокровенно появляющееся в сердце от его обращения к Богу. Размышление помогает, помогает и принуждение себя к этому чувству, но делом оно даётся от Господа. Взыщи его как дара, и дано тебе будет. И когда дан будет страх Божий, тогда слушайся его беспрекословно: он выправит все твои неправды. Самый большой у нас страх – смерти. Но Господь говорит, что страх Божий должен быть выше страха смерти. Когда так сложатся обстоятельства, что необходимо или потерять жизнь, или поступить против внушений страха Божия — лучше умри, но не иди против страха Божия; потому что если пойдёшь против страха Божия, то после смерти телесной, которой всё-таки не миновать, встретишь другую смерть, которая безмерно страшнее всех самых страшных смертей телесных. Если бы это имелось всегда в мысли, страх Божий не ослабевал бы в нас и не было бы у нас никаких дел, противоположных страху Божию. Предположим, восстают страсти. В то время, когда они восстают, совесть, оживлённая страхом Божиим, требует идти им наперекор. Отказ требованию страстей кажется расставанием с жизнью, убиванием тела. Потому-то, когда возродятся такого рода тревожные чувства и начнут колебать совесть, поспеши противопоставить им страх Божий и страх суда Божия с его последствиями. Тогда опасение более страшной смерти прогонит страх перед менее страшной смертью, и тебе легко будет устоять в требованиях долга и совести.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «СПАСЕНИЕ ОТ АДА» Всем известно, что есть ад, и туда может попасть всякий за дела свои. Но не все помнят это и не так исправно живут, чтобы видна была забота уклониться от ада. Живут, как живётся, на авось: авось как-нибудь и в ад не попадём. Где же разум наш? В житейских делах ещё может сходить с рук «авось», но в таком решительном деле, которое однажды совершившись, пребудет во веки веков неизменным, «авось» обличает неразумность последней степени. Не кичись же, разум, своей разумностью, когда не помнишь этого и не предлагаешь нам помышлений о жизни — как, уклонившись от ада, спастись.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «СПАСЕНИЕ» Кто думает спасаться, а между тем оглядывается на то, что нужно бросить ради спасения, тот не спасается, не идёт, не направляется в Царствие Божие. Надо уже окончательно покончить со всем тем, что несовместимо с делом спасения. Задумавшие спасаться и сами это видят, но расставание с некоторыми привязанностями откладывают до завтра. Сразу порвать со всем представляется слишком большой жертвой. Заводят порядки спасительные, а сердечные расположения оставляют прежними. На первых порах несообразность очень резка, но «завтра» и обещание их изменить заграждают уста совести. Таким образом, всё «завтра» да «завтра»,- совесть устаёт твердить всё одно и то же и в конце концов замолкает. А тут начинают приходить мысли, что и так можно оставить. Мысли эти крепнут, а затем и навсегда устанавливаются. Образуется человек внешне исправный, но с внутренней неисправностью. Это — раскрашенный гроб пред очами Божиими. Главная же беда, что обращение таковых к Богу бывает так же трудно, как и тех, которые погрязли в грехах явных, если не ещё труднее.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «СОБЛАЗН» Жить нараспашку нельзя. Надо осторожно осматриваться, как бы не соблазнить кого. Разум кичится и ни на кого не смотрит, а между тем возбуждает кругом соблазны делом, а более словом. Соблазн растёт и увеличивает беду самого соблазнителя, а он этого не чувствует и ещё больше расширяется в соблазнах. Благо, что угроза Божия за соблазн здесь, на земле, почти не исполняется в ожидании исправления; это отложено до будущего суда и воздаяния. Только тогда почувствуют соблазнители, сколь великое зло соблазн. Здесь же никто почти и не думает о том, соблазнит ли или не соблазнит он своими делами и речами окружающих. Два греха, очень большие в очах Божиих, ни во что вменяются людьми: это соблазн и осуждение. Соблазнителю, по слову Господа, лучше не жить; осуждающий уже осуждён. Но ни тот, ни другой не помышляют об этом и даже сказать не могут, грешны ли они в чём-либо подобном. Какое, в самом деле, ослепление окружает нас, и как беспечно ходим мы посреди смерти!
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «СОБИРАНИЕ С ГОСПОДОМ» Можно целый век трудиться и думать, что собрано много всякого добра, — а на самом деле всё ни к чему, коль скоро собираемо было не с Господом. Что же значит собирать с Господом? Трудиться и действовать по вере в Господа, по заповедям Его, с помощью благодати Его, воодушевляясь обетованиями Его, — жить так, чтобы духом жизни был дух Христов. Есть в мире две области — добра и зла, истины и лжи. Только добро и истина составляют настоящее богатство, прочное и ценное; но добро и истина только от Господа, и приобретаются лишь с помощью Его. Понятно, что кто не с Господом собирает, тот не соберёт истины и добра, не соберёт того, что можно назвать настоящим приобретением, прочным и ценным. И что ни собирал бы он, всё не впрок, всё напрасный труд, напрасная трата сил и времени.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «СМИРЕНИЕ И МОЛИТВА» Не присваивай себе права быть услышанным, но приступай к молитве как никакого внимания не достойный и дерзающий вознести молитву к Богу по одному только беспредельному снисхождению Господа к нам бедным. И пусть не приходит тебе мысль: «Я то и то сделал, подай же мне, Господи». Всё, что бы ты ни делал, считай должным; ты должен был всё это сделать. Если бы не сделал, подвергся бы наказанию, а что сделал — тут не за что награждать, ничего особенного ты не явил. Отчего плохо молятся? Оттого, что чувствуют себя и без того правильными, достойными, находящимися в порядке перед Богом.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «СМИРЕНИЕ» Как волна, не встречая препятствия, без шума и удара разливается в безбрежном море, так внешние и внутренние скорби не ударяют в смиренную душу, а проносятся как бы поверх, не оставляя следа. Это, так сказать, житейское преимущество смиренного. А какой свет свыше осеняет его, какие утешения посылаются, какая широта свободе действия открывается! Поистине, смирение одно совмещает всё.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «СМЕРТЬ И САМОПРЕЛЬЩЕНИЕ» Смерть всё решает; за ней итог жизни; и что приобретёшь, тем и довольствуйся всю вечность. Доброе приобрёл — благая участь твоя; злое — злая. Это так верно, как верно то, что ты существуешь. И решиться всё это может сию минуту, — вот в эту самую, в которую ты читаешь эти строки, и затем – всему конец: наложится печать на твоё бытие, которой никто уже снять не сможет… Но надивиться нельзя, как мало о этом думают. Все мы знаем, что вот-вот смерть, что избежать её нельзя, а между тем почти никто о ней не думает; а она придёт внезапно и схватит. И даже когда схватывает смертная болезнь, всё не думается, что конец пришёл. Пусть решат это психологи с учёной стороны; с нравственной же нельзя не видеть здесь непонятного самопрельщения, чуждого только тем, кто внимает себе.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «СЛУЖЕНИЕ» Как глава семьи, становясь главным, принимает к сердцу и берёт на себя заботу обо всём семействе, и в том честь свою видит, чтобы всем дать покой, сделать так, чтобы всем было хорошо, — так и начальствующий в обществе христианском должен принять на себя полное попечение о христианском удобстве всех в том круге, в котором находится, и в том роде деятельности, какую он себе избрал. Лучше же брось всякую мысль о главенстве, а заботься сердечно о том, чтобы как можно больше послужить во благо окружающих тебя, — и будешь главным пред очами Божьими, а может быть, и в сознании людей. Если бы все имеющие власть сделали этот закон Христов законом своей совести, какое тотчас пошло бы благоденствие и довольство среди нас! Но горе в том, что главенство быстро у нас обращается на служение себе и своим интересам и сопровождается почти всегда требованием служения себе вместо служения другим; совесть же успокаивают исправностью ведения официальных дел. Оттого много начальствующих , а благо не созидается среди нас, и хорошие учреждения не приносят того добра, какого от них ждут.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «СЛОВО БОЖИЕ» За разъяснением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтобы и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей — в мыслях, что касается чувств — в чувствах и расположениях, что касается дел — в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия обо всём, что в нём, и что около, и что выше него, выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни. Святые правила, как драгоценный жемчуг, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определённо указывает, как когда поступить угодно Господу; укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие — и страсть будет становиться всё тише и тише; наконец, и совсем угомонится.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «СИЛА ВОСКРЕСЕНИЯ» Благодетелен труд тех, которые здравыми соображениями разбивают ложь, взгромождаемую против истины Воскресения. Читай и вооружайся этими соображениями, но при этом не ленись всё больше и больше давать простора для входа в тебя силы Воскресения Христова. Чем больше будешь делать это, тем больше будешь дышать воздухом Воскресения и тем больше обезопасишь себя от всех стрел диавольских, направляемых против этой истины. Спросишь, что же для этого надо? Ничего особенного: будь тем, чем ты должен быть по завету, в который вступил во святом крещении, которое есть наше воскресение. Оплевал ты сатану и все дела его? И продолжай так себя держать в отношении к нему. Сочетался ты со Христом? И пребудь с Ним. Дела тьмы и света явны. Избегай одних и будь с другими. Но делай это без всяких уступок, даже малейших, чтобы нормой твоей жизни было следующее: нет общения света с тьмою, Христа с сатаной.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «СЕРДЦЕ И УМ» Из сердца непрестанно исходят помышления, иногда добрые, а больше злые. Злым совсем не должно следовать, но и добрые не всегда надо исполнять; бывает, что и сами по себе добрые помышления неуместны на деле по обстоятельствам. Вот почему и предписывается внимать себе, смотреть за всем, исходящим из сердца, — злое отвергать, доброе обсуждать и исполнять только то, что окажется истинно добрым. Но лучше всего — совсем заключить сердце, чтобы из него не выходило и в него не входило ничего без разрешения ума, чтобы ум во всём предшествовал, определяя движения сердца. Но таким бывает ум только тогда, когда он – ум Христов. Стало быть, умно-сердечно сочетайся со Христом, и будет внутри тебя всё исправно.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «СВОБОДА» Сказал Господь: Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8,36). Вот где свобода! Ум связан узами неведения, заблуждений, суеверий, недоумений; он бьётся, но выбиться из них не может. Прилепись ко Господу, и Он просветит тьму твою и расторгнет все узы, в которых томится ум твой. Волю вяжут страсти и не дают ей простора действовать; бьётся она, как связанный по рукам и по ногам, а выбиться не может. Но прилепись к Господу, и Он даст тебе Самсонову силу и расторгнет все связывающие тебя узы неправды. Сердце окружают постоянные тревоги, и отдыха ему не дают; но прилепись к Господу, и Он успокоит тебя; и будешь, имея мир в себе и всё вокруг видя светлым, беспрепятственно шествовать с Господом, сквозь мрак и темноту жизни этой, ко всеблаженной, полной отрады и простора вечности. Как человек, бросив себя в землю, спит и встаёт, семя же прорастает и растёт само, без его ведома, так и Господь, положив на земле семя Божественной жизни, дал ему свободу разрастаться, подчинив его естественному течению событий и, не насилуя этих событий, блюдёт только семя, содействует ему в частных случаях и даёт общее направление. Причина этому — в свободе человека. Господь хочет, чтобы человек сам себя подчинил Ему, и ждёт его свободного выбора.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «САТАНА И ЧЕЛОВЕК» Не допускай мыслей, угодных сатане, не сочувствуй им, не имей расположения по внушению их и не соглашайся на них, — сатана походит-походит около, да и отойдёт: ему ведь ни над кем не дано власти. Если же завладевает он кем-то, то потому, что тот сам себя отдаёт ему в рабство. Начало всему злу — мысли. Не допускай дурных мыслей и навсегда закроешь тем дверь души твоей для сатаны. А что мысли приходят недобрые — что же делать; без них никого нет на свете, и греха тут никакого нет. Прогони их, и всему конец; опять придут, опять прогони — и так всю жизнь. Если же примешь мысли, и станешь ими заниматься, то не дивно, что и сочувствие к ним явится; тогда они станут ещё неотвязнее. За сочувствием пойдут худые намерения то на одни, то на другие недобрые дела. Неопределённые намерения определятся потом расположением к одному какому-либо; начинается выбор, согласие и решимость — вот и грех внутри! Дверь сердца отворена настежь. Как только согласие образуется, вскакивает внутрь сатана и начинает тиранствовать. Тогда бедная душа, как невольник или как вьючное животное, бывает гоняема и истомляема в делании непотребных дел. Не допусти она худых мыслей — ничего бы такого не было.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «САМООБОЛЬЩЕНИЕ УМА» Ничтожные люди в самообольщении гордого ума, не вмещающего истины Христовой, берут камни противления Господу и бросают в Него. Ему-то они не вредят, потому что Он – Господь, и истина Его — непреложная истина, а себя губят. Господь мимо ходит, оставляя таких их суемудрию, которое и кружит их, как вихрь слабые пылинки. Но когда целый народ увлекается ложным мудрованием, то весь народ предоставляется, подобно иудеям, своей участи. Разумейте, народы, и покоряйтесь Господу!
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «САМОЖАЛЕНИЕ» Саможаление — корень всех наших поползновений на грех. Кто же не снисходителен к себе, тот всегда твёрд в добре. Больше всего надо держать в самой строгой дисциплине плоть, эту рабу несмысленную. Когда томят её, она смиренна, а дай ей только малую льготу, она уже начинает показывать когти и свирепеть от греховных желаний. Но удивительно то, что все стоят за плоть и выдумывают всякие ей угождения.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «РЕВНОСТЬ О СЛАВЕ БОЖИЕЙ» Ревность о славе Божией есть то расположение духа, по которому христианин пламенно желает и всемерно старается о том, чтобы Бог и святой закон Его были познаваемы и достойно чтимы. Эта ревность есть плод необходимой для всех любви к Богу. Ибо кто истинно любит Бога, тот не может не желать всей душой и не стараться всеми силами, чтобы прославлялось великое имя Божие. Как соль предохраняет скоропортящийся продукт от гниения, так и ревностный дух, охватывая всё наше существо, изгоняет грех, растлевающий нашу природу и по душе, и по телу, из всех даже малейших его вместилищ и хранилищ, и тем спасает нас от нравственной порчи и растления. В жизни христианской, благодаря огню ревностности, есть некоторая быстрота и живость духовная, с которой берутся за дела богоугодные, охотно принося в жертву Богу всякого рода труды, не жалея себя. Только истинная ревностность как добро хочет совершать во всей полноте и чистоте, так и грех преследует до малейших его оттенков. Первого ищет она, как насущного хлеба, с последним поступает, как с врагом смертельным. Враг врага ненавидит не только в его собственном лице, он ненавидит его родных и знакомых, даже его вещи, его любимый цвет, вообще всё, что хоть как-то напоминает о нём. Так же и истинная ревность о богоугождении преследует грех в малейших о нём напоминаниях или намёках, ибо стремится к полной чистоте. Не будь этого, сколько нечистоты может залечь в сердце! Без ревностности христианин плохой христианин — вялый, расслабленный, безжизненный, ни тёплый, ни холодный.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ПУТЬ ГОСПОДЕНЬ» Оставь грех, обратись ко Господу всем сердцем твоим, и Он не помянёт беззаконий твоих и предаст забвению все неправды твои. Кто строго держится пути Господня, тот после трудов, когда преодолеет всё неправое в себе, изменяется весь, во всём своём составе: и взор, и походка, и речь, и держание себя — всё носит печать особенной стройности и достоинства, хотя бы являющийся таким прежде был из самого низкого сословия и нисколько не образован. И приходится слышать: откуда у него это? Если же телесное и видимое так преобразуется, то что сказать о внутреннем и душевном? Как светлы мысли обо всём, точны и определённы! Как верно суждение о сущем и бывающем! Взгляд его на всё выше философского! А намерения, а действия, а предприятия? Всё чисто, свято отсвечивается небесной светлостью. Это поистине новый человек!
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ПРОЩЕНИЕ» Какую-нибудь ненамеренную неприятность, тайно причинённую нам, так, чтобы никто не видел, мы ещё, пожалуй, простим; но чуть что почувствительней, да при людях — нет прощения, и не проси. Бывают обстоятельства, что хочешь не хочешь, а высказать неудовольствия нельзя, — и молчишь; но язык-то молчит, а сердце говорит и строит злые планы. Повысься неприятность ещё на одну линию — и удержу нет: ни стыд, ни страх, ни потери — ничто не удержит. Вскипевшая самость делает человека словно помешанным, и поддавшийся ей начинает городить глупости. Чем «цивилизованней» человек, тем чувствительней к оскорблениям, тем меньше прощает. Снаружи отношения иногда всё ещё остаются гладкими, но внутри решительный разлад. А между тем Господь требует, чтобы мы прощали от всего сердца.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ПРОТИВЛЕНИЕ ИСТИНЕ» Противление истине начинается с малых сомнений, пробуждённых словом или злым писанием. Если оставишь их без внимания и врачевания, они приведут к неверию и упорству в нём. До отчаяния тоже доходят незаметно: покаюсь — говорят, и грешат. Так несколько раз. Потом, видя, что покаяние не приходит, говорят в себе, что так тому и быть, не совладать с собой, — и предаются греху в полную силу. Когда в таком состоянии придёт человек к мысли исправиться, множество грехов подавляет его, а противление Божией благодати отнимает смелость приступить к Господу. Вот и отчаяние!
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ПРОСТОТА ВЕРЫ» Простота веры рождает простоту жизни; из той и другой происходит образцовый нравственный строй. Впустите сюда умствование, — оно произведёт разлад внутри и под видом лучшего устроения дел всю жизнь расстроит. Умничанье всегда кривит: «То не так, другое не этак; дай-ка я всё устрою по-новому; старое негоже, наскучило». Но никогда еще нигде ничего доброго оно не устроило, а только все расстраивает. Уму следует слушаться того, что заповедано Господом. Правда, он называется царём в голове, но этому царю не дано законодательной власти, а только исполнительная. Как только примется он законодательствовать, то нагородит невесть что, расстроит и нравственные, и религиозные, и житейские, и политические порядки; всё пойдёт вверх дном. Великое несчастье для общества, когда в нём дают уму свободу парить, не удерживая его Божественной истиной! В разгар умственного своенравия лучше всего укрываться в простоту веры. Как во время бури лучше сидеть дома и не выходить самонадеянно на борьбу с ней, так и во время бурного своеумия лучше не выходить на борьбу с ним и не хвататься за оружие умствования, чтобы противостоять ему. Простота веры сильнее умствований; облекись в неё, как в броню, и устоишь.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ПРОКАЗА ГРЕХА» Всякая нравственная проказа тотчас отходит, как только припадёт кто к Господу с верой, покаянием и исповедью — истинно отходит и теряет силу всякую над ним. Отчего же проказа (искушение, грех) иногда опять возвращается? Оттого же, отчего возвращаются и телесные болезни. Говорят выздоровевшему: «Того не ешь, этого не пей, туда не ходи». Не послушается, и возвратится опять болезнь. Так и в духовной жизни. Надо трезвиться, бодрствовать, молиться — болезнь греховная и не воротится. А если не станешь внимать себе, всё без разбору позволишь себе и видеть, и слышать, и говорить, и действовать, — как тут греху снова не взять силу? Отчего иной говорит: «Одолела меня греховная привычка, не могу с собой сладить?» Оттого, что или покаяние и исповедь были неполны, или после предосторожностей слабо держится, или поблажку себе даёт. Хочет без труда и самопринуждения всё сделать, и смеётся над ним лукавый бес. Решись стоять до смерти и делом это покажи — увидишь, какая в этом сила. Правда, что во всякой непреодолимо являющейся страсти лукавый овладевает душой, но это не оправдание, ибо он тотчас отбежит, как только произведёшь, с Божией помощью, поворот внутри.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ПРИСТРАСТИЕ К БОГАТСТВУ» Когда многоимущий отсечёт всякое пристрастие ко всему, чем владеет, погасит в себе всякую надежду на имущество и богатство и перестанет видеть в них свою существенную опору, тогда он в сердце бывает таким же, как и ничего не имеющий. Такому открыта дорога в Царствие Небесное. Богатство тогда не только не мешает, но и помогает, ибо даёт способ благотворить. Не богатство беда, а упование на него и пристрастие к нему. Эту мысль можно обобщить так: кто на что уповает и к чему пристрастится, тот тем и богат бывает. Кто на Бога только уповает и к Нему всем сердцем прилепляется, тот Богом и богат; кто на что-то другое уповает, кроме Бога, к этому и сердце своё обращает, тот этим и богат, а не Богом. Отсюда выходит: кто не Богом богат, тому нет входа в Царствие Божие.
(855)