Изречения святых отцов церкви

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ДЕНЬ СУББОТНИЙ»           Можно в субботы делать добро (Мф.12,12). Это сказал Господь после исцеления сухорукого в синагоге в субботу в укор фарисеям, которые заповедь о субботнем покое довели до того, что даже шаги измерили, сколько их можно сделать в этот день. Но так как и добрых дел нельзя делать без движения, то они скорее соглашались отказываться от добрых дел, чем допустить лишнее движение. Спаситель не раз обличал их за это, потому что по правде суббота требовала покоя от житейских забот, а не от дел благочестия и братолюбия. В христианстве вместо субботы празднуется воскресенье с той же целью – покоя от всех житейских дел и посвящения этого дня исключительно на дела Божии. Христианское здравомыслие никогда не доходило до фарисейской мелочности относительно неделания в воскресенье.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ДЕЛА ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ»          Как реки текут каждая в свое море, так течение наших жизней в конце концов придёт в место соответственно своему характеру. И те, которые воскреснут в жизнь вечную, будут на суде, но суд только запечатлеет их оправдание и определение на жизнь, тогда как другие воскреснут только затем, чтобы выслушать осуждение на вечную смерть. Жизнь и смерть их характеризуются уже теперь, оттого что одни делают живые дела, а другие – дела мёртвые и мертвящие. Живые дела те, которые совершаются по заповедям с радостью духа, во славу Божию; мертвящие дела те, которые совершаются в противоположность заповедям, с богозабвением, в угоду себе и своим страстям. Мёртвые дела – все те, которые хотя по форме и не противоположны заповедям, но делаются без всякой мысли о Боге и вечном спасении, из соображений себялюбия. Бог – жизнь; только то и живо, в чём есть часть Его. И вот у кого дела только мёртвые и мертвящие, тот сейчас идет и в последний день выйдет на осуждение смерти; а у кого все дела живые, тот идёт и в последний день выйдет на обретение вечной жизни.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ДВА ЦАРСТВА»            Пока внутри человека существует единомыслие греховного лукавства, крепко бывает в нас царство тьмы и греха. Но когда благодать Божия привлечёт к себе пленённую грехом часть духа, освободив её из плена, тогда внутри происходит разделение: грех на одной стороне, добро на другой. Если человек, благодаря этому пробуждению, сознательно и свободно сочетается с добром, грех теряет всякую опору и идет к разложению. Постоянство в добрых намерениях и терпение в трудах ради них совсем расстраивают и истребляют грех. Тогда начинается внутри нас царство добра, которое существует, пока не вкрадется какое-либо злое помышление и, привлекая к себе нашу волю, не произведет снова разделения. Дай только ход зародившемуся греховному побуждению, сочетайся с ним и пусти его в дело — опять начнет добро слабеть, а зло расти, пока совсем не истребит добро. Это почти постоянная история внутренней жизни у людей слабовольных и не имеющих твёрдого нрава.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ГРЕХИ ПРОТИВ НАДЕЖДЫ»            Грехи против надежды: 1) самонадеянность и человеконадеяние, когда надеются более на собственную деятельность, на свою мудрость и дарования, или на свою силу, или на множество и знатность своих друзей и покровителей, нежели на благость Божию и Его Промысл; 2) суеверие, когда верят какой-нибудь обыкновенной вещи, как будто бы она имеет Божественную силу, и надеются на неё вместо Бога или боятся её, носят привески и амулеты для предохранения от вреда, в болезнях пользуются нашёптыванием старух, верят силе снов и из всякого случая выводят предзнаменования и действуют по ним; 3) волшебство, когда, оставив веру в силу Божию, верят тайным и по большей части злым силам тварей (сотворённых существ), и в особенности злых духов, и стараются действовать с их помощью; 4) богопротивная надежда, когда кто-нибудь предаётся греху или не оставляет его и не противится ему, ожидая, что Бог избавит от него, или, несмотря на грехи, говорит себе, что Бог спасёт, если захочет; 5) ропот, когда кто-либо досадует и говорит слово против Бога за то, что в жизни случается что-нибудь не по его желаниям; 6) отчаяние, когда кто-то совсем не надеется получить от Бога благодать и спасение, говоря в себе: Наказание моё больше, нежели снести можно (Быт. 4. 13); 7) подобно этому греху нечаяние, или вера в рок (слепую судьбу), когда кто-либо говорит: «Чему быть, того не миновать».

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ГРЕХИ И БЕСЫ»            Во всяком человеке, нераскаянно живущем во грехе, живет бес, как в доме, и всем у него распоряжается. Когда по благодати Божией такой грешник приходит в сокрушение о грехах своих, кается и перестает грешить,- бес из него изгоняется. Сначала он не беспокоит покаявшегося, потому что в нём на первых порах много ревностного усердия, которое как огонь жжёт бесов и как стрела отражает их. Но потом, когда рвение начинает охладевать, подступает и бес издали со своими предложениями, вбрасывает воспоминание о прежних удовольствиях и взывает к ним. И если кающийся не поостережётся — от сочувствия скоро перейдет к желанию; если и здесь не опомнится и не возвратит себя в состояние прежней трезвенности (внимательности, духовной рассудительности), то падение в грех недалеко. Из желания рождается склонение на грех и решимость: внутренний грех готов, для внешнего ожидается только удобный случай. Представься он, и грех будет сделан. Бес опять входит и начинает гнать человека от греха к греху ещё быстрее, чем прежде.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ГРЕХ И ИСПОВЕДЬ»            Как ни прячемся мы с грехами своими, пользы от этого нам никакой нет. Придет срок – а далеко ли он? – и всё выйдет наружу. Как же быть? Не надо прятаться. Согрешил – иди и открой грех свой твоему духовному отцу. Когда получишь разрешение, грех исчезнет, будто его не было. Нечему будет потом открываться и являться. Если же спрячешь грех и не покаешься, то сбережешь его в себе, чтобы было чему обнаружиться в своё время для обличения тебя. Всё это нам наперёд открыл Бог, чтобы мы ещё теперь ухитрились предвосхитить Его праведный суд.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ГРЕХ И БОЛЕЗНЬ»           Грех не только душу поражает, но и тело. Грех совершается в душе и прямо делает её больной; но так как жизнь тела – от души, то от больной души, конечно, жизнь нездоровая. Уже одно то, что грех наводит мрак и печаль, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание телесного здоровья. Но когда вспомнишь, что грех отделяет от Бога – Источника жизни и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нём самом, и в природе, то ещё удивительно, как остаётся живым грешник после греха. Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения. Следовательно, больному прежде всякого другого дела надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим будет проложен путь и благодетельному действию лекарств.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ВЫСОТА ЧЕЛОВЕКА»             Высоко вознёс нас Господь; не отрицай же этого благодеяния и благодари за несказанное добро! Отрицая такую высоту, ты думаешь, что смиряешься, а на деле обнаруживаешь грубую неблагодарность и пренебрежение к высокому дару. Знай, что середины нет: или всё, или ничего. Не хочешь этой высоты – останешься вовне в горьком унижении и временно, и вечно.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ВХОД В РАЙ»            В Царствие Божие не войдёт ничто нечистое, и на Страшном суде никто из нечистых не оправдается. После же смерти не жди очищения. Каков перейдёшь в мир иной, таким и останешься. Здесь, в этой жизни надо заготовить своё очищение. Поспешим же – ибо кто может предсказывать себе долголетие? Жизнь прямо сейчас может пресечься. Как явиться на тот свет нечистыми? Какими глазами взглянем на отцов и братий наших, встречающих нас там? Что ответим на их вопросы: это что у тебя нехорошее? А это что? И это что? Какой срам и стыд покроет нас?! Поспешим же исправить всё неисправное, чтобы явиться на тот свет хоть сколько-нибудь сносными и терпимыми.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ВРАТА В ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ»           Врата в Царствие Небесное – самостеснение. Стесняй себя во всем – и это будет то же, что напирать на дверь, чтобы отворить её и протиснуться сквозь неё. Как и чем себя стеснять? Заповедями Божиими, противоположными страстным движениям сердца. Когда начинаешь сердиться на кого-нибудь, вспомни заповедь Господа «не гневайтесь» — и стесни этим сердце своё. Когда придут блудные движения, приведи на мысль запрещение даже и смотреть на женщину с вожделением, и стесни тем свою похоть. Когда захочется осудить кого-либо, вспомни слово Господа, что этим ты делаешь Судию Небесного неумолимым в отношении к себе, и стесни тем свою заносчивость. Так и в отношении ко всякому порочному движению. Собери против каждого из них изречения Божественного Писания и держи их в памяти. Как только выйдет из сердца какое-либо дурное желание, ты тотчас вяжи его направленным против него изречением. Или заранее обвяжи все свои желания и помышлениями Божественными словами и ходи в них: будешь, будто в узах. Но в этих узах — свобода, свободный путь в Царствие Божие.

 

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ»           Очисти внутреннее, чтобы и внешнее было чисто. Наше внешнее поведение в обществе почти всегда прилично: боимся суда людского и сдерживаемся. Если же и во внешнем поведении не таясь предаются порокам, то это уж последнее дело: значит, всякий стыд потерян. Но при правильности поведения видимого не всегда бывает исправен внутренний строй мыслей и чувств. Там, внутри дается полная свобода самоугодию, которое явно удовлетворяется настолько, насколько это сносит людской глаз и насколько можно скрыть от других дела свои. Такие люди — точь-в-точь гробы раскрашенные, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны всякой нечистоты (Мф. 23,27). Вместе с тем внутренняя нечистота делает нечистым и внешнее. Очисти же это внутреннее, тогда и внешнее станет чисто, и весь будешь чист… Удивительно, отчего это внутреннее остаётся в пренебрежении, ведь погибели себе никто не хочет. Видно, диавол держит такую душу в ослеплении, будто это ничего страшного — лишь бы явных грехов не было; или учит её откладывать на завтра главное дело — завтра займёмся собой серьёзно, как следует, а сегодня пусть душа усладится страстными мыслями и мечтами, если не делами. Поостережёмся, как бы не остаться в этом настроении, чтобы исправление для нас не стало таким же невозможным, как переучивание старика.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ВНИМАНИЕ»           Без внимания и в житейском порядке ничего не сделаешь как следует, в порядке же духовном оно – первое. Внимание замечает всё плохое, недоброе в нас и предаёт его внутреннему суду – совести; оно же стоит на страже всех движений ума и души и оберегает нас от недобрых действий. Неудивительно поэтому, что духовная жизнь во всём своём объёме именуется жизнью трезвенной, и в писаниях святых отцов больше всего вы встретите речей о трезвении или внимании – это одно и то же. Поэтому так ценно приобрести навык внимания! Первоначальный труд у начавших заботиться о своей душе на это обычно и направляется. И дело их начинает совершаться правильно только с тех пор, как начнёт собираться в себя внимание; обычно же оно бывает всё направлено вовне, а не внутрь. С этого же момента начинается и внутренняя жизнь, и вместе с вниманием зреет и крепнет. Что это значит? Значит то, чтобы встать умом в сердце пред Господом, и перед Ним сознательно всё обдумывать и предпринимать. Очевидно, что дело это сложное. Оно совершается вместе с молитвой и насколько ею укрепляется, настолько и её укрепляет.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ВНЕ ЦЕРКВИ»           Если кто-то утверждает, что в нём говорит Христос, а между тем он Церкви сторонится, пастырей её знать не хочет и таинствами не освящается — не верь ему. В нём не Христос, а другой дух, присваивающий себе имя Христа, чтобы отвлекать от Господа и от Его Святой Церкви. И никому не верь, кто будет внушать тебе что-либо, чуждое Церкви. Всех таких признавай орудиями падших духов и лживыми проповедниками лжи.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ВЕРА, РАССУДОК И ЗНАНИЕ»           Рассудочный анализ неприложим в области веры. Он может иметь место только в преддверии ее. Как анатом все тело расчленяет до мелочей, а жизни не видит, так и рассудок — сколько ни рассуждает, силы веры не постигает. Вера сама дает созерцания, которые в целом представляют веру полностью удовлетворяющей всем потребностям нашего естества и заставляют сознание, совесть, сердце принять её. И они принимают, а приняв, не хотят уже отказаться от неё. Тут происходит то же, что с вкусившим приятной и здоровой пищи. Попробовав однажды, он знает, что она пригодна, и начинает употреблять её. Химия ни до того, ни после не помощница ему в этом убеждении. Убеждение его основано на личном опыте, непосредственно. Так и верующий знает истинность веры непосредственно. Сама вера вселяет в него непоколебимое убеждение, что она вера. Как же после того вера будет верой разумной? В том и разумность веры, чтобы непосредственно познать, что она вера. Рассудок только портит дело, охлаждая веру и ослабляя жизнь по вере, а главное, кичится и отгоняет благодать Божию — а это в христианстве зло первой важности. Вместе с тем, вера христианская должна быть разумная, — но не в том смысле, чтобы откровенное (открытое Богом) учение подчинялось началам разума, а в том, чтобы иметь достаточное, твердое знание откровенных истин, дабы нам, по слову апостола, быть всегда готовыми всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и уважением (см. 1Пет.3,15). Довольствоваться поверхностным познанием истин веры опасно для спасения. Человек, имеющий недостаточное знание, находится в великой опасности — принимать вымыслы человеческие за истину, увлекаться всяким ветром учения (Еф. 4,14). Потому-то апостол Павел заповедует христианам: Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни. (1Кор. 14,20).

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ВЕРА И ПОКАЯНИЕ»           Покаяние и вера ведут друг к другу того, кто хочет спасения. Покаяние тяготит его бременем грехов и страшит судом правды Божией. Но вера указывает ему Спасителя, взявшего на Себя грехи мира. Кающийся, сложив с себя бремя грехов исповеданием, радостно идет за Христом путем заповедей Его. Вера, таким образом, рождается из покаяния и на нем стоит. Крепко держится веры кающийся из-за чувства избавления. Вера жива от покаяния. Без покаяния она будто деревце без живительного тока — вяла и безжизненна.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ВЕРА И НЕВЕРИЕ»           Истинно верующий никогда не бывает обманутым в своих ожиданиях. Если мы чего-то не имеем и, прося того, не получаем, то это потому, что нет у нас должной веры. Прежде всего надо взыскать и водворить в сердце полную веру в Господа, взыскать и вымолить ее у Него, ибо и она не от нас, а дар Божий. Если бы вера была у нас в силе, то и мысли были бы чисты, и чувства святы, и дела богоугодны. Тогда Господь внимал бы нам, как отец детям, и что ни пришло бы нам на сердце, — а прийти могло бы при этом только угодное Господу, — все получали бы мы без отказа и отсрочки.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ВЕРА И БЛАГОДАТЬ»            Вера — вместилище благодати. Как легкие у одного бывают большие, а у другого маленькие, и те больше принимают воздуха, а эти меньше, — так и вера у иного большая, а у другого маленькая, и та больше принимает даров от Господа, а эта меньше. Бог всюду, все объемлет и содержит и любит обитать в душах человеческих, но входит в них не насильно, хоть всемогущ, а как бы по приглашению, ибо не хочет нарушать дарованной Им человеку власти над собой, или права хозяйствовать в себе. Кто отворяет себя верой, того преисполняет Бог, а кто затворился неверием, в того Он не входит, хоть и всегда близок. Господи! Дай же нам веру, ибо и вера — Твой же дар. Из нас же всякий должен исповедать: Я же беден и нищ (Пс. 69,6).

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ВЕРА ВО ХРИСТА»           Кто верует в Бога, но не исповедует Его Отцом Сына, тот не в того бога верует, который истинный Бог, а в иного какого-то, собственного изобретения. Истинный Бог дал Сына Своего, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1,12), любит их и всякую их молитву слышит ради Сына. Потому-то кто имеет Сына, тот и Отца имеет, кто не имеет Сына, тот и Отца не имеет. Никто не приходит ко Отцу, как только через Сына, и от Отца ничего не получает, как только через Сына. Помимо Сына нет пути к истинному Богу, и кто мечтает изобрести Его, тот заблудился.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «ВЕРА»           Вера есть принятие сердцем и исповедание устами переданного нам Богом учения, или иначе — несомненное принятие всех догматов Православной Церкви, содержащихся в святом слове Божием, объясненных святыми соборами и святыми отцами. Или еще иначе — под именем веры христианской подразумевается сердечное, живое принятие того, что Господь открыл нам и совершил для нашего спасения. Главный предмет веры христианской есть спасение в Господе нашем Иисусе Христе. Краткое же изложение всех предметов веры христианской находится в Символе веры, потому знать его, и буквально, и во внутреннем содержании, — непременная обязанность всякого православного христианина. Вера есть знание самое непоколебимое, только основание его не в нашем уме или вещах, а в воле Божией. В этом отношении апостол Павел так говорит о ней: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. (Евр.11,1), то есть хотя не видим вещей,но признаем, что так есть и так будет, как о них говорится, — и притом так несомненно, как несомненно наше бытие.

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «БУДЬТЕ КАК ДЕТИ»           Детское строение сердца образцовое. Дети, пока не раскрылись в них эгоистические стремления, — пример для подражания. У детей что видим? Веру полную, не рассуждающую, послушание беспрекословное, любовь искреннюю, беззаботность и покой под кровом родителей, живость и свежесть жизни, с подвижностью и желанием обучаться и совершенствоваться. Но Спаситель особенно выделяет одно их свойство – смирение: Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф.18,4). Ибо коль скоро есть настоящее смирение — есть и все добродетели. Оно тогда и является в совершенстве, когда другие добродетели уже расцвели в сердце и приходят в зрелость; оно венец их и покров. Это тайна духовной жизни о Христе Иисусе Господе нашем. Чем выше (духовнее) человек, тем смиреннее, ибо он яснее и ощутимее видит, что не он преуспевает, трудясь, а благодать, которая в нем.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «БРАК»           У нас есть всеобщая заповедь – друг друга тяготы носить; тем охотнее должны исполнять ее взаимно друг к другу такие близкие люди, как супруги. Нежелание потерпеть раздувает неприятности, и пустяки нагромождаются разделяющей стеной. На что ум-то дан? Разглаживать жизненный путь. Благоразумие разрешит, преодолеет противоречия, несовпадения взглядов, бывающее от недостатка житейского благоразумия, а больше от нехотения обдумать хорошенько положение дел, и еще больше от отсутствия в жизни другой цели, кроме наслаждений. Прекращаются услаждения, прекращается и довольство друг другом; дальше и дальше – вот и развод. Чем больше опошляются цели жизни, тем больше учащаются разводы – с одной стороны, а с другой – беззаконное временное сожительство. Источник же этого зла в материалистическом воззрении на мир и на жизнь.

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «БОГОУГОЖДЕНИЕ»           Богоугождение – отрадное, окрыляющее дух шествие к Богу. Без него можно испортить все дело. Надо все делать во славу Божию, наперекор живущему в нас греху, а без этого мы будем все исполнять только по привычке, по требованию приличия, потому что так издавна делалось и так делают другие. Надо все делать со вниманием и осмотрительностью, как главное дело, а иначе мы будем делать как попало. Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф.22,21); отдай всякому свое. Отсюда закон: не одной стороной угождай Богу, а всякой, какой угождать можешь и должен; всякую силу свою и всякую способность обращай на служение Богу. Сказав отдавай кесарево кесарю, Господь показал, что такие дела угодны Ему. Если под кесаревым будешь понимать все вообще порядки земной жизни, необходимые и существенные, а под Божиим – все порядки Богом учрежденной Церкви, то отсюда выйдет, что все пути жизни нашей переполнены способами ко спасению. Внимай только и успевай всюду действовать сообразно с волей Божией, так, как хочет от тебя Бог, — спасение у тебя под руками, ибо путь спасения есть шествие путем воли Божией. Ходи в присутствии Божием, внимай, рассуждай и, не жалея себя, приступай тотчас к делу, на какое укажет тебе в ту пору совесть.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «БОГОПОЗНАНИЕ»            Входит в познание Господа тот, кто верует в Него и исповедует Его. Ты веруешь?! Смотри же, не делай этой веры праздной и бесплодной. Что же надо делать, чтобы вера не была такой? Преуспевай во всякой благодетели. Где твердящие: веруй и довольно, ничего более не нужно?! Кто так думает, тот слеп.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «БОГАТСТВО»           С Господом собирает богатство тот, кто через руки бедных и нуждающихся отправляет собранное в вечные сокровищницы. Когда такой человек умрет, то на том свете найдет все сохраненным, нерастраченным, хотя бы он всю жизнь свою расточал (то есть раздавал имущество). Те, кто богатеют, забывая о Боге, только и думают о плотских утехах. Желающие избежать этой горькой участи пусть собирают не для себя, а богатеют только в Бога. А так как богатство от Бога, то и посвящай его Богу, когда оно течет, и получится святое богатство. Все избытки разделяй с нуждающимися: это будет то же, что Богом данное возвращать Богу. Кто бедному дает — Богу дает. Вроде как истощая богатство, такой человек истинно богатеет, богатея добрыми делами, — богатеет ради Бога, для угождения Ему, богатеет Богом, привлекая Его благоволение, богатеет от Бога, Который верного в малом поставляет над многими. Богатеет в Бога, а не для себя, ибо считает себя не хозяином, а только хранителем и расходователем, и что-либо лишнее истратить на себя боится, считая это неправым употреблением вверенного ему достояния.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «БЛИЗОСТЬ ГОСПОДНЯ»           Какая бы беда и скорбь ни была, вспомни, что Господь рядом, и воодушевись мужественным терпением. Как когда-то Он неожиданно предстал перед апостолами, бедствовавшими на море, так и тебе, бедствующему, внезапно явит помощь Свою и заступничество. Он везде есть и всегда наготове со Своим покровом. Стань только и ты пред Ним – верой, молитвой, упованием и преданностью в Его святую волю. Произойдет сочетание духа с Господом, а отсюда уже всякое благо. Впрочем, это не значит, что сразу видимо все изменится к лучшему: внешнее может оставаться как есть, но появится мужественное и благодушное пребывание в том порядке событий, какой Господу угодно будет определить для каждого. А это и есть главное, чего должно искать всякому бедствующему. Счастье внутри, а не вовне. Внутреннее же блаженство всегда у того, кто в живом союзе с Господом.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «БЛАГОЧЕСТИЕ»           Дело благочестия и богообщения есть дело многотрудное и многоболезненное, особенно на первых порах. Где взять сил, чтобы подъять все эти труды? При помощи благодати Божией. Купец, воин, судья,ученый проходят службу многозаботливую и многотрудную. Чем поддерживают они себя в трудах своих? Воодушевлением и любовью к своему делу. Не чем иным можно поддерживать себя и на пути благочестия. А без этого мы будем находить в служении Богу тяготу, скуку, вялость.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ И ЛУКАВСТВО БЕСА»           Один из первых вражеских (бесовских) наветов на нас есть помысел самонадеянности, то есть если не отвержение, то нечувствование нужды в благодатной помощи Божией. Лукавый враг как-бы говорит: «Не ходи туда — к свету, где хотят тебе дать какие-то новые силы! Ты у меня и так хорош». Человек и предается покою. А враг между тем где подкинет камень (неприятности), где наведет на скользкое место (возбуждение страстей), где усеет цветами тайные ловушки. Не оглядываясь, человек стремится все далее и далее, и не догадывается, что ниспадает все ниже и ниже, пока, наконец, не сойдет на самое дно зла — к преддверию ада. Не нужно ли в таком случае кликнуть ему, как первому Адаму: «Человек, где ты? Куда ты зашел?» Вот это-то воззвание и есть действие благодати, которое заставляет грешника в первый раз оглянуться на себя.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «БЛАГОДАРНОСТЬ»           Не смотри на настоящее, а смотри на то, что готовится тебе в будущем. Позаботься сделать себя достойным этого, и тогда горестей не заметишь: все они будут поглощаться упованием без сомнений на вечные утешения, и благодарность не будет умолкать в устах твоих.

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК  «БЛАГА ГОСПОДНИ»            Если бы мы имели в памяти все блага, полученные и получаемые от Господа, то не было бы между нами неблагодарных, не было бы нарушителей Его святой воли, не было бы таких, которые не любили бы Его больше всего. В крещении мы избавлены от прародительского греха и всей гибельности его; в покаянии постоянно омываемся от грехов, непрестанно прилипающих к нам; Промыслом Божиим охраняемся от бед, нередко невидимых для нас самих, и получаем направление жизни наиболее безопасное для нас и благоприятное для наших целей. Да и все, что имеем, — все от Господа. Потому-то нам следует всей душой принадлежать Господу, во всем исполнять Его волю и прославлять Его пресвятое имя жизнью и делами. 02/

 

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК «БЛАГОГОВЕНИЕ»           Благоговение перед Богом, или, говоря иначе, страх Божий — это то расположение духа, в котором христианин, считая огорчение Отца Небесного величайшим для себя несчастьем, всемерно старается не оскорблять Его и не лишиться общения с Ним.

 

 

 

(120)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *